С.ТИКЕЛЬТАУБА И В.СТЕПАКОВА СОВЕТСКАЯ МОРСКАЯ АВИАЦИЯ НА БАЛТИКЕ В ВОЙНЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Котлобовский, а вслед за ним Соколов пишут, что финны признали потерю 67 самолетов, из них лишь 21 -в воздушных боях. С первого дня войны в боях участвовали вооруженные ДБ-3 6-й, й и й дальнебомбардировочные авиаполки ВВС и 1-й минно-торпедный полк авиации Балтийского флота. Такая же картина наблюдается и в 10 сбап хотя в действительности полк первый боевой вылет совершил не 30 ноября, а 18 декабря. Советские бомбардировщики СБ-2 над Хельсинки во время одного из авианалётов на город, проводившихся в первый день советско-финской войны. XXI сбили семь бомбардировщиков ДБ Книги Российской Империи 9. Ордена, медали, нагрудные знаки.

Добавил: Mikakinos
Размер: 40.50 Mb
Скачали: 20608
Формат: ZIP архив

Ни для кого не секрет, что боевое применение авиации в Зимней войне годов в течение долгого времени было одной из наименее освещенных страниц истории советских ВВС. Однако примерно 10 лет назад, с наступлением гласности положение резко изменилось. Наконец появилась возможность заполнить этот пробел, дать полную и, главное, объективную картину событий. Но, к сожалению, до сих пор ничего подобного так и не было сделано.

Единственным исключением является недавно вышедшая книга С.

Книга содержит ценный исторический материал, но, как видно из названия, в ней рассмотрен только один из аспектов данной темы. К тому же очень малый тираж всего экземпляров при довольно высокой цене делает это издание почти недоступным большинству читателей. Единственное, с чем здесь можно согласиться, так это с с.тикельтауда, что ВВС РККА на протяжении всей войны действительно обладали абсолютным кратным численным превосходством.

Вот так, ни больше, ни меньше. Оговорюсь сразу, что все дальнейшие рассуждения базируются только на открытых данных российской и зарубежной печати, то есть на тех самых данных, которыми пользовались или могли воспользоваться вышеназванные авторы. Начнем с соотношения потерь противоборствующих сторон. Буквально все зарубежные историки а вслед за ними и многие наши с непоколебимой уверенностью заявляют, что советские потери в самолетах многократно, раз этак в 10, превосходят финские.

Общее же число потерь советских ВВС Пжимушала оценивает в самолета удивительная точность, непонятно только, с какого потолка он взял эту цифру. Согласно тем же данным число побед финских зенитчиков вырастает до Если верить этой книге, финские истребители одержали аж побед, а зенитчики — еще ! Посмотрим теперь, как подобные цифры сочетаются с реальными данными. Согласно отчетам авиаполков, журналам боевых действий и ежедневным донесениям, за все время войны ВВС РККА потеряли самолета сбитыми советспая совершившими вынужденные посадки за линией фронта.

Последней цифры мы пока касаться не будем, ибо ясно, что к этим потерям финская авиация никакого отношения не имеет. Боевые потери авиации Балтфлота составляли 17 машин, небоевые — Морсквя Северного флота закончили войну без потерь. Полковым отчетам вполне можно верить, так как составлялись они не для публики и отнюдь не в пропагандистских целях.

Тем более, что руководству авиачастей было просто невыгодно занижать свои потери. Во-первых, за фальсификацию отчетности грозил трибунал, а во-вторых, ежедневные боевые задачи ставились исходя из фактического наличия авиатехники понятно, что самолет, сбитый вчера, сегодня на бомбежку не пошлешь.

Таким образом, даже если считать все самолеты, совершившие вынужденные посадки на вражеской ауиация или пропавшие без вести, сбитыми, то максимум, на что могли реально претендовать финские летчики и зенитчики — самолетов 2.

Как видим, эта цифра примерно соответствует той, которую ставит себе в заслугу одна только финская зенитная артиллерия. Но что же тогда остается на долю истребителей? Конечно, приписками занимались и летчики, и артиллеристы.

Однако истинные цифры наших потерь дают основание утверждать, что рассказы о выдающихся успехах финских авиаторов весьма далеки от реальности. Справедливости ради надо заметить, что наши летчики также вольно или вйне завышали число своих побед.

В действительности потери финнов не столь значительны. Для начала посмотрим, в.стпакова пишут по этому поводу уже цитированные нами авторы.

  НОКИА ПС СЮИТА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Любопытно, что все они ссылаются на официальные финские данные, но тем не менее, приводимые ими числа варьируются. Так в книге Чарнотты и Мошуманского фигурирует цифра в 70 самолетов, а у Пжимушалы — 74, из которых 8 — небоевые потери. Котлобовский, а вслед за ним Соколов пишут, что финны признали потерю 67 самолетов, из них лишь 21 -в воздушных боях.

Они также указывают на 69 поврежденных машин, но ничего не говорят об их дальнейшей судьбе. В общем же почти все авторы дают примерно сходные числа.

И любые попытки поспорить с ними считаются теперь чуть ли не дурным тоном Все же позволю себе усомниться в непогрешимости официальной финской статистики. К началу конфликта они обладали военными самолетами см. Как известно, во время Зимней войны Финляндию активно поддержали ее западные союзники, прежде всего Великобритания, Франция и Швеция.

Против Финляндии. Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов.

Производились закупки вооружений и в других странах. Всего до момента заключения перемирия в страну поступило боевых самолета.

Некоторые из них, впрочем, достались финнам слишком поздно и не успели принять участия в боевых действиях, но сейчас речь не об. А теперь самое интересное. В то же время, согласно опять-таки финским данным K. Ilmavoimat Talvisodassaк концу войны в частях первой линии осталось только машин, в том числе боеспособных. Нетрудно заметить, что разница составляет ни много ни мало самолетов.

Даже если представить, будто эти машины вообще не понесли никаких потерь, выходит, что в ходе войны финны лишились самолетов см. Вполне вероятно, что значительная доля потерь вызвана небоевыми причинами. Применялись в качестве учебных. Но почему же все-таки возникла эта с.тикельтаубм Однако давайте вспомним другие локальные конфликты XX века, протекавшие в схожих условиях.

Мифы об авиации в Зимней войне годов

Условия эти можно сформулировать так: Подобных примеров найдется два — Корея и Вьетнам. Так вот, и в Корее, и во Вьетнаме американские ВВС, обладая значительным численным превосходством, потеряли по разным причинам гораздо больше самолетов, чем их противники, а по вертолетам цифры вообще с.тикольтауба американские потери выше в десятки, если не в сотни.

Но почему-то никто не торопится на этом основании обвинять американских пилотов в безграмотности авиацая неумении летать, а руководство США — в склонности к тоталитаризму. Значит, дело в другом. Во-первых, надо учесть, что советская авиация вследствие многократного численного перевеса действовала гораздо активнее финской. Всего в Зимней войне участвовало примерно советских самолетов. Только благодаря загранпоставкам им удалось сохранить боевой потенциал своих ВВС.

Следовательно, в советской авиации один потерянный самолет приходится на вылета, а в финской — примерно на И это несмотря на то, что советским авиаторам почти все время приходилось воевать над чужой территорией, где любая вынужденная посадка неизбежно означала потерю машины, а порой и жизни. Кстати, причиной такой посадки могло быть все, что угодно: Финская авиация находилась в гораздо более выгодном положении.

Придерживаясь в основном пассивной, оборонительной тактики, она по большей части действовала над своей территорией даже бомбардировщики никогда не летали глубоко в советский тыл, ограничиваясь работой в прифронтовой полосеа потому у финнов почти всегда была возможность эвакуировать и восстанавливать разбитые машины. И разумеется, в списках потерь эти машины не значатся.

Против Финляндии. Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов.

Кроме того, подобная тактика резко снижала риск заблудиться места-то знакомые и вероятность поражения зенитным огнем разве что свои могли иногда сбить по ошибке. На размеры потерь большое влияние оказывали исключительно сложные природно-климатические условия в зоне военных действий: Разумеется, климат одинаково влиял на обе стороны конфликта, но поскольку советская авиация была гораздо более многочисленна, то и абсолютный размер небоевых потерь, вызванных природными факторами, у нее также намного выше.

  ЧОНИ ШИРИН ИНКАДАР ЧАНГАМ МАКУН СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Подводя итог вышесказанному, придется сделать вывод, что в силу объективных причин, таких как соотношение сил, тактика сторон и характер боевых действий, более высокие в абсолютном выражении потери советских ВВС были неизбежны. Но объяснять это тем, что мол финские летчики хороши, а советские, наоборот, плохи, значит сознательно лгать или не понимать сути происходившего. Для подкрепления этого мифа на западе, а теперь и у нас бесконечно описывают один и тот же бой, в котором финский ас Йорма Сараванто якобы в одиночку сбил 6 советских бомбардировщиков попытку объективно проанализировать этот эпизод см.

Таким образом читателям пытаются внушить, будто вся воздушная война над Финляндией протекала подобным образом.

Советско-финляндская война — гг.

Тем более, что никто из авторов не приводит противоположных примеров. А такие примеры. Взять хотя бы 29 февраля года, когда советские истребители сбили в одном бою по финским данным! Финской пропаганде не удалось скрыть этот бой, поскольку в нем, кроме самих финнов, участвовали иностранные добровольцы. Причем один из них, датчанин по фамилии Кристенсен погиб, а другой датский летчик получил тяжелое ранение. Но такие примеры нынче не в моде, а потому и Соколов, и Котлобовский, и Джексон данный случай попросту игнорируют.

Ни на одном участке фронта они не смогли воспрепятствовать наступлению советских войск или хотя бы нанести им заметный урон. Не смогли они и помешать воздушным налетам на тыловые объекты. Единственной серьезной помехой для таких налетов была плохая погода. Финским истребителям оказалось не под силу даже защитить от бомбежек собственные аэродромы, из-за чего им приходилось все время скрываться от авиаударов, то и дело меняя места дислокации.

Участие в войне финских бомбардировщиков было крайне незначительным 3хотя потери они понесли весьма ощутимые. Характерно, что многие наши солдаты, прошедшие Зимнюю войну, вообще ни разу не видели финских самолетов в воздухе. Советская авиация, напротив, внесла заметный вклад в победный для нас итог конфликта.

Даже историки на западе вынуждены признать, что из-за постоянных налетов краснозвездных бомбардировщиков были затруднены военные поставки в Финляндию через морские порты на Балтике и в Ботническом заливе. Серьезным разрушениям подверглась финская железнодорожная сеть.

Файл загружен: 11-04-2016 11:37:35

К концу войны движение поездов по ней сократилось вдвое. Осуществляя изоляцию района боевых действий, наши летчики систематически атаковали транспортные средства на дорогах, ведущих к фронту.

В результате финнам пришлось прекратить перевозки в светлое время суток. Впрочем, все это вполне естественно, учитывая многократное численное превосходство советской авиации. Любой другой результат был бы чудом, а чудеса случаются только в сказках, да в книжках Бориса Соколова или Роберта Джексона.

Тем войнр менее надо признать, что Зимняя война была для наших авиаторов суровым испытанием, а финские летчики — достойным противником. Несмотря на значительное неравенство сил, они не отсиживались на аэродромах, а дрались отчаянно, насмерть, не считаясь с потерями. Финны с.тикелльтауба, как умели, и сделали всё, что смогли, но победа все-таки осталась за нами.

Победа не только на земле, но и в воздухе, как бы ни хотелось кому-нибудь сейчас это оспорить Комментарии на форуме.

Как говорится, без комментариев Сказки финского леса, или «несвоевременные мысли» о Зимней войне Вячеслав Кондратьев. Чкалов и И И